Главная    |    Расписание богослужений    |    Миссионерство    |    преподавание ОПК
Социальное служение    |    Работа с молодежью    |    Воскресная школа    |    Илиотропион

Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Управляющий Юго-Западным викариатством г. Москвы Феофилакт, епископ Дмитровский

Управляющий Юго-Западным викариатством г. Москвы Феофилакт, епископ Дмитровский

Благочинный Андреевского благочиния г. Москвы протоиерей Николай Карасев

Благочинный Андреевского благочиния г. Москвы протоиерей Николай Карасев

Илиотропион
Илиотропион. Издательская деятельность
Молодежная православная община «Жар-Птица»
Благое дело в старых черемушках
Радость моя
Паломническая служба Горлица
Издательство Илиотропион
Центр детского творчества
Студия традиционной русской культуры
Огласница Домашняя лесопилка Агенство Недвижимости




Андреевкое благочиние - официальный сайт

Яндекс.Метрика

Студия Русской Традиционной Культуры при Воскресной школе Храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках выпустила новый диск: Рождественское вертепное представление «СМЕРТЬ ЦАРЯ ИРОДА»(аудиоспектакль).

В связи с этим, руководитель Студии Традиционной Культуры Игорь Климов, дал интервью, в котором рассказал о студии и новом диске.

Игорь, расскажите о Вашем коллективе?

Нас часто называют фольклорной студией, но сами себя мы именуем иначе – «Студия традиционной русской культуры». А что означает это название? И что есть наша культура? Давайте попытаемся вместе разобраться в этом.

Если спросить у случайных прохожих, что такое фольклор, то, уверен, мы не найдем двух совершенно одинаковых ответов. Разумеется, что абсолютно все отметят связь фольклора с национальными традициями. Но при этом  каждый будет подразумевать под этим явлением что-то свое: одни вспомнят громкое крикливое пение нетрезвой компании во дворе, другие – Надежду Бабкину, третьи – красный сарафан и кокошник на исполнительницах хора имени М.Е. Пятницкого, кто-то будет с упоением рассказывать о современной эстрадной исполнительнице Пелагее.  Может, найдутся и такие, кто вспомнит об Арине Родионовне, народной сказке, пословицах и поговорках. В любом случае, фольклор для современного человека – это что-то внешнее и далекое, чему нет места в повседневной жизни. А ведь в переводе с английского фольклор – это народная мудрость.

Как могло так случиться, что опыт, накопленный нашими предками за минувшие столетия – то, что составляет нашу суть, – оказался вытесненным за пределы нашего бытия и сознания? Почему так произошло? Сегодня нам хорошо известно, что отечественная традиционная культура за тысячелетнюю христианскую историю России настолько была преображена православием, что отделить одно от другого было просто немыслимым! Да и нужно ли подрубать корень, питающий растение?! Однако в XX веке во всей красе проявился именно этот признак нездоровья: национальные (православные) традиции старались искоренять, а существующие внешние формы народной культуры искусственно стали наполнять иным содержанием. Так национальная культура была вытеснена изо всех сфер жизни человека «глянцевым» исполнительским искусством. Один священник как-то писал мне об этом: «Две дороги показаны нам: к себе и от себя. Фольклор – не искусство, а традиционный опыт жизни нашего народа, мучительно искавшего в историческом времени путь к себе. Из нас вытряхнули дух – нашу суть. Потому мы не живем тем, что мы есть, а существуем. Мы превратили этот опыт в ряженье». Может, именно поэтому так непопулярен сейчас фольклор в нашем обществе, особенно среди молодежи? Но вот только о фольклоре ли идет речь: знакомы ли с ним те, кто его отвергает?

К сожалению, специалистов в области традиционной культуры в России сейчас немного.  Система подготовки педагогических кадров до настоящего времени ориентирована на концертно-исполнительскую эстетику презентации национальных традиций. Нам же просто повезло: мы успели открыть для себя уникальный мир старинной русской деревни! Мы видели стариков, рожденных в самом начале XX века. Именно из их воспоминаний и складывалось наше представление о том, что есть русская культура. Этому и хотим научить детей.

Если бы Россию можно было представить птицей, то одно крыло, бесспорно, было бы православием, а другое – народным искусством, ведь именно оно, по мнению академика М.А. Некрасовой, способно «приобщить детей и их молодых родителей к национальному православному идеалу русской культуры».

Вот что есть наша Студия и чему мы служим. Во всяком случае, нам очень хотелось бы занять именно эту нишу, чтобы воспитывать собственных детей истинно русскими.

Ну а теперь скажем несколько слов о самой «Студии традиционной русской культуры. При Воскресной школе Храма Живоначальной Троицы мы появилась три года назад. Дети, которые пришли к нам в тот момент, в основном были дошкольниками. Очень приятно, что все это время они остаются с нами! Конечно, есть те, кто ушел – наверно, не каждый готов выбирать русскую культуру из множества современных направлений в дополнительном образовании. Есть дети, которые ушли, а затем вернулись. Как видите, у каждого человека, пусть даже самого маленького, свой путь. Тут уж ничего не поделаешь! Сейчас нас чуть меньше сорока человек. Ребята разделены на три возрастные группы. Занимаемся мы два-три раза в неделю, в зависимости от возраста обучающихся. Наша образовательная программа ориентирована на формирование особой воспитательной среды, способной, подобно рассолу, пропитать каждого – и не только ребенка! – кто однажды попал сюда. Мы осваиваем традиционную культуру в различных ее проявлениях: это музыкальный фольклор, причем как вокально-хоровое, так и инструментальное исполнительство, традиционная хореография и декоративно-прикладное творчество. Однако за каждым из этих направлений стоит множество разнообразных форм работы – как по методике, так и по содержанию.  Нам интересно все – от архитектуры крестьянской усадьбы до рождественских пряников, от старинного крестьянского наряда до средокрестных песен деревенской детворы, от великопостного предвкушения пасхальной радости до повседневной жизни русского крестьянина. Пожалуй, проще сказать, чем мы не занимаемся! Да, собственно, самими занятиями наша работа не ограничивается: мы любим устраивать совместные уличные праздники, на которых собираемся целыми семьями – это Семин день - Новолетие, Покров, Красная Горка, любим путешествовать – уже успели побывать в Вологде, Великом Новгороде, некоторые съездили в свою первую этнографическую экспедицию в Тульскую область, любим устраивать традиционные вечёрки и праздники в Рождественские дни, накануне Филипповского заговенья, зимним мясоедом и на масленичной неделе. Очень радостно от того, что для многих наших ребят традиционная русская культура становится языком их общения со сверстниками – дети играют во дворе в традиционные игры, поют старинные песни вне занятий. А некоторые формы старинной праздничной культуры прочно входят в современный быт их семей. Так, например, многие с удовольствием пекут к Рождеству мезенские витые или архангельские вырезные козули, балуют своих домочадцев выпечкой в форме крестов к Крещенью и Средокрестию, в форме птичек – ко дню сорока Севастийских мучеников и т.п. А как нравится нашей детворе приходить друг к другу в гости – например, во время традиционного для Студии рождественского колядования со звездой, а иногда и вертепным ящиком, или во время волочебного обхода дворов в дни Светлой седьмицы! Всего и не перечесть!

Смотрим мы на наших детей и радуемся: у нас не было такого детства – оно было веселым и беззаботным, но другим! А у них есть то, что было у наших дедов – словно это было вчера! Словно нас и не разделяют годы! Словно все события жизни внешней произошли где-то далеко и не с нами! А мы живем своим миром – дружным, стройным, насыщенным, одухотворенным. Не знаю, какими словами передать ту душевную радость, которую мы – родители и педагоги – испытываем, когда наши дети встречаются на воскресных и праздничных службах в храме, как один за другим подходят к причастию, как все события своей жизни переживают сообща – победы и разочарования, маленькие открытия и рядовые события. Не удивительно, что дружат не только дети, но и их родители. Словом, живем мы, как одна большая семья! В жизни, конечно, случается всякое, но, видимо, для того мы и даны друг другу, чтобы поддерживать того, кто рядом, в трудную минуту.

Расскажите, пожалуйста, о Вашем новом диске? Для какой он аудитории?

Идея записать наши голоса на компакт-диск возникла у нас еще год назад, когда коллектив планировал побывать во время святок в Свято-Юрьевском монастыре под Великим Новгородом. Но вот беда: если отправиться в это путешествие, то придется пропустить рождественский концерт у стен нашего Храма. Тогда мы и решили записать первое действие Вертепного представления и разыграть его с помощью детей и родителей Воскресной школы. Конечно, хлопот было немало: разучить песнопения, сделать кукол для рождественского спектакля, заинтересовать совершенно незнакомых нам людей, отрепетировать. Но тот опыт показался нам очень удачным! Поэтому, готовясь к Рождеству 2014 года, мы уже твердо знали, что будем делать -  записывать всю драму целиком! Вновь закипела работа. Кроме ребят, исполнявших вертепные песнопения и озвучивавших героев рождественского спектакля «Смерть царя Ирода», в подготовке проекта нам очень помогали их родители – именно с их помощью были созданы замечательные куклы, сконструирован и расписан новый вертепный ящик. 

Справедливости ради необходимо отметить, что «Теремок», используемый на нашем приходе в качестве концертной площадки, представляет собой в этом смысле не самую удобную конструкцию: сцена спрятана от зрителя, свет падает исключительно на затылок выступающего, звукооператор изолирован от происходящего (не видит и не слышит того, что происходит на сцене!), а имеющиеся в наличии микрофоны рассчитаны на сольного исполнителя. В таких условиях непросто выступать опытным артистам. Что тут говорить о детях Воскресной школы?! Тут поневоле станешь диски записывать!

Но в Рождество хочется думать только о хорошем! Нам очень хотелось поздравить с праздником священников нашего Храма. Было приятно подарить каждому диск с вертепным спектаклем и традиционные рождественские пряники – архангельские козули, – которые ребята сделали к этому дню сами. Кажется, что получилось все очень симпатично!

 

Фотогалерея